Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Беззаветная преданность творчеству. Л.К.Иванова

Кратко
6 июля 2020 г.

Художник-живописец Людмила Иванова не так известна в нашем городе, как хотелось бы. В своем творчестве она утверждает и развивает традиции реалистической русской художественной школы.

И это не случайно, ведь она закончила знаменитый Ташкентский театрально художественный институт им. Островского, где очень бережно относятся к наследию прошлого. В 1967 г. Людмила Константиновна вместе со своим мужем, художником-графиком Ибрагимовым Зауром Маметовичем, приезжают в наш город, где проживают, по сей день. Как было отмечено, художницу мало кто знает, кроме богемы местных художников. Это происходит с людьми очень скромными, интеллигентными, которые в силу своей порядочности, не стремятся к авангарду своей персоны. Данные качества сегодня в дефиците, но они очень характерны для людей советской эпохи, где были совсем другие морально-нравственные устои. Где бы ни появлялась Людмила Константиновна, всегда бросается в глаза её скромность, порядочность, честность и мудрость, а главное – светлая и чистая любовь к окружающим её людям. Хотя важно заметить, что по приезду в Бийск, Иванова активно участвует в краевых, зональных и городских выставках. Всего лишь один раз Людмила Константиновна проводила персональную выставку в стенах Выставочного зала города Бийска, связанную с её пятидесятилетним юбилеем.

В фондах Бийского краеведческого музея хранится четыре живописных работы, написанных Л.Ивановой, правда одна из них, выполнена в соавторстве с художником Ибрагимовым З.М.

Так в картине «Ожидание», автор повествует о первых послевоенных годах, когда многие жёны, матеря с надеждой, ждали своих мужей, отцов и сыновей с войны. Мы видим образы матери с дочерью в печально-подавленном настроении с ожиданием того, что кто-то постучится в дверь. Весь цветовой строй колорита являют тёмные тона, словно подчёркивающие ощущение грусти и скорби. Иванова мастерски передаёт фактуру предметов военной поры в интерьерном пространстве.

Говоря о портретном жанре в творчестве Людмилы Константиновны, можно заметить, что все портретируемые это хорошо знакомые и близкие люди и, конечно же, друзья автора. На сегодняшний день, это целая галерея портретов бийчан, среди которых Тетеревлёв, Коробейников, Ибрагимов и другие. 

В коллекции художественного отдела музея, есть два живописных портрета Людмилы Ивановой. Один из них, это портрет знатнейшего художника нашего города, бывшего директора краеведческого музея Маркова Александра Павловича. Центральное положение на картине занимает его фигура сидящего в профиль. В правой руке он держит сигарету. Правая нога закинута на левую. Внешность Александра Павловича отнюдь не идеализируется. Автору удалось передать удивительно живой, полный внутреннего напряжения задумчивый взгляд на скуластом лице. Его голова наголо выбрита, большой нос. Перед нами представлен интеллигентный человек, о чём повествует небольшой нюанс – белая рубашка с галстуком. Художник в добром настроении с лёгкой улыбкой на лице. Марков сидит на фоне своей картины с горным пейзажем, что опять же говорит зрителю, что перед нами личность творческой профессии. Портрет выполнен в тёплых тонах, словно подчёркивая общее позитивное состояние нашего героя.

Обратимся к ещё одному портрету ветерана Великой Отечественной войны Л.К.Никулиной. Перед нами предстаёт величественный образ женщины, участника войны, о чём свидетельствуют медали и ордена на обеих сторонах её груди. Колорит работы скудный, но торжественный. Это состояние подчёркивают сочетания светло-чёрного пиджака и красного цвета блузки, а так же седовласая причёска, красиво уложенная. Только слегка нарушает эту торжественность осунувшаяся фигура головы с задумчивым взглядом героини, смотрящей в левую сторону, вместо сосредоточенного лица и гордо приподнятой шеи. Колорит работы выполнен в тёплых тонах, словно подчёркивая внутреннее душевное состояние модели.

Обратимся к крупноформатному полотну, посвящённому истории Чуйского тракта «Кош – Агач. Первые встречи». Эта работа была выполнена в творческом тандеме с мужем, художником-графиком Ибрагимовым Зауром Маметовичем. Здесь запечатлён момент встреч первых шоферов на тракте с местными жителями Горного Алтая. Это не просто картина, а документальное свидетельство о прошлой истории, происходящей на тракте. Всё здесь выполнено с достоверной подлинностью. Авторы добротно передали фактуру материала предметов и окружающего пространства. Хорошее доброе отношение между собой всех героев полотна подчёркивает тёплый колорит, состоящий из светлых тонов.

Иванова художник - лирик. В её работах: «Мать», «Студентка», «Портрет художницы», «Первые шаги», «Портрет дочери» и др. всё проникнуто тем самым лиризмом, кстати, характерным для душевного состояния и внутренней сущности самой художницы.
Творчество Людмилы Константиновны всегда вызывает неподдельный интерес у публики за её искреннее и позитивное жизнелюбие, за умение чутко и мудро воспринимать мир таким, какой он есть. Также кто знает её, не могут не отметить чуткое доброе сердце удивительно скромного маленького, но величественного человека.

Работы, находящиеся в фондах художественного отдела музея:

1. Картина. Иванова Л.К. Портрет Никулиной. Холст, масло. Размер: 54х45 см.

2. Картина. Иванова Л.К. Ожидание. Трудные годы. Холст, масло. Размер: 59х44,5 см.

3. Картина. Ибрагимов З.М. Иванова Л.К. Кош-Агач. Первые встречи. Холст, масло. Размер: 103х130 см.

4. Картина. Иванова Л.К. Портрет художника Маркова. Холст, масло.

Коллектив художественного отдела
Бийского краеведческого музея им. В. Бианки

Иванова Людмила Константиновна

Родилась 6 июля 1937 года. В 1967 году закончила Театрально-художественный институт им. Островского в городе Ташкенте. С 1969 года живет и работает в городе Бийске. В 1991 году была принята в Союз художников России. Участница городских, краевых, зональных, региональных художественных выставок. Художник-живописец. Сфера профессиональных интересов – живопись, декоративно-прикладное и оформительское искусство.

На всем протяжении творческого пути Л.Ивановой основным жанром ее живописи был портрет. Свои портреты художница решает в классических формах станковой живописи, в традициях отечественной школы живописного мастерства. На всех работах Л.Ивановой лежит отпечаток откровенно-личного восприятия модели, внутренней органической взаимосвязи с ней. Эта особенность определяет общую авторскую интонацию работ, которую отличает душевная мягкость и теплота, идущая от сердца.

Особенно обаятельны женские и детские портреты. Художница любит молодые веселые лица и выбирает модели, обладающие спокойной, гармонической внешностью, цельностью натуры. Цветовые и фактурные решения каждого портрета подчиняются ясному выражению духовной и физической индивидуальности модели. В портреты нередко включаются жанровые и пейзажные мотивы, уточняющие характеристику образов. Получаются портреты, близкие по своему содержанию к сюжетной картине.
Своих героев Л.Иванова, как правило, изображает в атмосфере тишины, спокойного раздумья, созерцательного настроения. Проницательность и наблюдательность художницы делает портретные образы психологически емкими, разнообразными, запоминающимися. 

Иногда интерес художницы к миру отдельной человеческой индивидуальности сменяется стремлением к созданию обобщенных образов, и традиционно натурные связи уступают место условно-ассоциативному изображению. В таких картинах, как «Утро», «Материнство» и др., воплощены не столько жанровые мотивы, сколько чувства полноты и радости жизни, счастливого слияния человека с миром природы. И таких картин в творчестве Л.Ивановой становится все больше.

Другой любимый жанр художницы – натюрморт. Это изображение цветов, ягод, плодов, кухонной утвари, атрибутов искусства, словом предметов, близких по назначению. Подобные натюрморты принято называть сюжетными или повествовательными. Написанные крепко, плотно, фактурно, материально или легко, светло, прозрачно – это тоже портреты, портреты вещей, любовно собранные и организованные на полотне, почти жанровые картины.

Близки к натюрмортам по мотивам декоративные композиции из цветного стекла, сотворением которых художница увлеклась в последние годы. Нарядные и изысканные по цветовым решениям эти витражные картины великолепно смотрятся как на просвет на окнах, так и на стене как станковые работы и замечательно украшают экспозиции городских и краевых выставок.

В своем творчестве Л.Иванова использует вполне традиционные, испытанные временем образные формы живописи, которые отличает чарующая яркость и свежесть красок, эмоциональная открытость и особенная ласковая душевность. Мир образов талантливой художницы так естественно отвечает характеру ее личного дарования и особенностям индивидуального живописного почерка.

Новикова Л.Н., доцент кафедры ИЗО
АГАО им. В.М.Шукшина, 2011 год