Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

«Восток – дело тонкое!»

Кратко
27 апреля 2020 г.

«Восток – дело тонкое!» - любил говорить герой одного популярного советского фильма. И он был не далёк от истины. Культура, искусство, философия стран Востока чрезвычайно богата и изыскана.
Вашему вниманию представляются три вещи из буддийской коллекции Бийского музея.

Первый экспонат, который мы рассмотрим, - это буддийская статуэтка, йидамАвалокитешвары в форме Экадашамукха.

Статуэтка была отлита в Китае, в XVIII веке. Выполнена из медного сплава и покрыта слоем позолоты. Авалокитешвара в этой форме имеет одиннадцать ликов и восемь рук, ступни его ног покоятся на лотосовом постаменте. Передние руки в районе груди сложены в позу анджалимудра, которая выражает приветственный жест Намасте. Намасте в переводе с санскрита означает: «я поклоняюсь проявлению Божественного в тебе».

Верхние ладони рук сложены в витаркамудру – мудруувещевания. Это сакральная мудра, которая дарует понимание законов жизни, проницательность, глубокое понимание бессознательных процессов.

Ладони средних рук сложены в шуньямудру – мудру Великой Пустоты.

Нижние руки выражают варадамудру – мудрударующего. И это не случайно: Махарупа – Великое сострадание – одно из имен этого популярногободхисатвы. По легенде Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисатва Ваджрапани, видя это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами (форма Сахасра-бхуджа).

В соответствии с учением Махаяны, Авалокитешвара является бодхисатвой, давшим великий обет выслушать молитвы всех существ, обратившихся к нему в часы страданий, и отказаться от собственной сущности Будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть состояния нирваны. Само имя Авалокитешвары означает «взирающий с высоты», или «зрящий глаз», что прямо указывает на его функцию – узреть каждого, возносящего к нему мольбы.
Полный набор из 13 украшений бодхисатвы в теле Самбхогакая, представленный в статуэтке, тщательная проработка всех частей, свидетельствуют о глубоком уважении мастера к исполняемому образу.

Это и понятно, ведь живым воплощением этого бодхисатвы до сих пор считаются все Далай-ламы – духовные лидеры буддийской школы гелуг-па. Аналогично, и в школе Карма Кагью эманацией бодхисатвы Авалокитешвары считается их духовный лидер — Кармапа (великий лама, увенчанный чёрной короной дакинь).

Второй экспонат – это йидамДхьяни-буддыАмитабхи.

Статуэтка была отлита в Монголии в XVII в. Выполнена из медного сплава, предположительно бронзы и покрыта позолотой. Отливку производили по частям – отдельно фигуру и постамент.
Амитабха означает «Неизмеримый свет». 

В Центральной Азии изображение этого Будды пользовалось особой популярностью. В «Сутре о постижении неисчислимой жизни» подчеркивается, что даже самый греховный человек может обеспечить себе спасение, если будет повторять имя Амитабхи. В Тибете и Монголии существуют тайные практики медитации, связанные с этим Буддой, ведущие к долгой жизни. Долгая жизнь в данном случае нужна и даётся не для банального гедонизма, а для возможности исполнения всех необходимых духовных, йогических практик. 

Земной эманацией этого татхагаты считается Будда Шакьямуни. Кроме того, в мифологии махаяны Амитабхаявляется создателем рая Сукхавати, расположенного на Западе. Именно туда устремляются все практикующие йогины с последним вдохом своей жизни (практика Пхова), чтобы продолжить там свою духовную реализацию в обществе просветлённых бодхисатв и архатов.

Аскетичный облик Амитабхи подчеркивает его скромное монашеское одеяние и отсутствие украшений, а также чаша для подаяний – патра, расположенная в самом центре композиции. Лицу татхагатысвойственнамонголоидность - правильные, но мелкие черты.

Амитабха сидит на двойном лотосе в позе дхьянасана (поза медитации).

Руки сложены в дхьянамудру - мудру медитации, сосредоточенности. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, распрямлённые пальцы правой руки над распрямлёнными пальцами левой, большие пальцы рук касаются друг друга, формируя «мистический треугольник», духовное пламя Триратны, олицетворяя три драгоценности – Будда, Дхарма, Сангха.

Третья вещь из нашей буддийской коллекции – это цаца Будды Акшобхья.

Цаца – это традиционные рельефные изображения, изготовленные из глины или гипса методом прессования или отливания в формах. Представляют собой Будда-формы, ступы или другие благоприятные символы, которые используются в качестве оберегов и магических талисманов. В Тибете для их хранения даже существуют специальные здания, называемые Цаканг.

Цаца была получена в дар в 1970-м году от Конкина Анатолия Сергеевича.

Обнаружена она была им в Монголии, у древнего пещерного храма на горе «Чойр», в 250 км.от г. Улан-Батор.

На лицевой стороне цацатри выпуклых изображения Будды Акшобхья – два снизу и один сверху. Будды сидят в монашеском одеянии, в позе «дхьянасана» на двойном лотосе. Правая рука опущена к земле - бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего, левая покоится на перекрестье ног и удерживает ваджру. Вокруг тел Будд ореол сияния, символизирующий их мистическое тело Самбхогакаи – «тело блаженства». Макушка головы увенчана «ушнишей» – одним из главных атрибутов духовного просветления в иконографии буддизма Махаяны. На лицевой стороне между тремя выпуклыми изображениями Будды Акшобхья три выпуклые надписи биджа-слога «Хри» и три надписи слога «А» на тибетском языке.

Будда Акшобхья – один из пяти дхьяни-будд, будда восточного направления. Акшобхья олицетворяет «знание зеркала». Это зеркало есть не что иное, как сознание, чистое и пустое, но светозарное, подобно небу. Иногда его называют великим зеркалом — космическим зеркалом, заключающим в себе всё сущее.

Есть свидетельства воинов-калмыков, утверждавших, что во время войны именно такие цаца уберегали их о вражеских пуль, делая неуязвимыми…

Ерошкин Дмитрий Васильевич
Ст. научный сотрудник, Исторический отдел