Продолжаем знакомиться с античной мифологией посредством коллекционных экспонатов нашего музея.
Сегодня мы поговорим с вами о богине Диане, статуэтка которой представлена в собрании, переданном музею Михаилом Павловичем Потарским по его завещанию № 1-762 от 26 февраля 1968 года.
Диана в греческой мифологии - Артемида, стремительная как лань, изображается в основном, занятая своим любимым делом – охотой. В свободное время любит вместе с нимфами резвиться и купаться в источниках вод, ей посвященных. Однажды молодой охотник Актеон имел несчастье приблизиться к ручью, в котором купалась обнаженная Диана (Артемида). Нимфы попытались прикрыть богиню. С гневом обрушила Диана брызги воды на голову Актеона, превратив его в оленя. Увидев свое отражение в воде, охотник поспешил скрыться в лесу, но был окружен и растерзан собственными собаками.
Диана - богиня целомудрия и плодородия, а также луны, она стала популярна во всей древнеримской империи, как среди нобилей, так и низших классов. Она была покровительницей рабов, которые могли найти убежище в её храмах и женщин, стремящихся зачать здоровых детей.
Диану по праву можно назвать одной из самых необычных богинь мифологии Древнего Рима. При внешней хрупкости и красоте она ни в чём не уступала мужчинам, которые так и не смогли добиться её. Она является примером свободной и смелой женщины, которая всегда верна собственным принципам и взглядам, лучшей в своём деле – возможно, именно такой, какой ещё в античные времена мечтали быть представительницы прекрасной половины нашей планеты.
Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Эпитет «Тривия» или «Triformis» в римском обществе имел и несколько мрачный характер, так как метафорически указывал на путь в подземный мир. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Целеста (Celesta) - это латинское слово, означающее "небесный". С таким эпитетом в завоеванном Римом Карфагене продолжали поклоняться старой пунийской богине Танит, только теперь под именем Юнона Целеста, или Келеста.
Культ Танит зародился в Финикии, в городе Угарит (это территория нынешней Сирии, кстати, именно там находится база российских ВКС Хмеймим). В угаритском пантеоне было четыре главных персонажа: Отец-Мать-Сын-Дочь. Дочерью была богиня Анат, ставшая у пунов-карфагенян Танит. Анат отвечала за охоту и войну, т.е. ровно за то же самое, что и греческая Артемида и римская Диана. Из-за своего воинственного нрава Танит часто изображалась или с головой льва, или верхом на льве.
Также следует сказать, что эпитетом Танит было Дева или Девственница.
Танит выступала как богиня-защитница. К ней обращались за помощью в лечении болезней и для охраны покоя усопших. По этой причине символика Танит изображалась на погребальных стеллах. Танит провожала души умерших в Аид, или Шеол. Эмблемой пунического божества была трапеция, закрытая сверху горизонтальной линией и имевшая в середине круг (горизонтальная прямая часто заканчивалась двумя прямыми вертикальными линиями). Позже вместо трапеции начал появляться треугольник, увенчанный кругом. Кстати, фигура весьма напоминает петроглифы женского божества, хозяйки животного мира на Калбак-Таше!
Добавим сюда же и лунный символизм, а Луна олицетворяла собой загробный мир. Поэтому Танит, как и Диана, была по совместительству и богиней Луны.
Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций, вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни. Более того города Латинского союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза. Когда Рим начал занимать среди них центральное место, то в нём построили посвящённый ей храм. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин.
Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона, и Диану стали почитать в качестве его сестры.
Статуэтка, представленная в экспозиции отдела истории Бийского краеведческого музея, является точной копией с одного из европейских оригиналов, о чём свидетельствует надпись «GOMOT» на основании статуэтки. Термин, вероятно, имеет значение «копия», или «подобие».
Сюжет нашей статуэтки отражает начало вышеприведённой истории с молодым охотником Актеоном, превращённым Дианой в оленя.
В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно. Подтверждением тому является миф об Актеоне.
Но тут, вероятно, захвачено то мгновение, когда Актеон ещё не подкрался.
Выражение лица Дианы задумчивое и умиротворённое, как будто бы она лишь прислушивается к неким доносящимся до неё звукам. Диана находится ещё в уединении, в своей стихии с верным спутником – ланью.
Голова лани повёрнута в сторону богини, правая передняя нога выставлена вперёд, левая отставлена назад.
Возможно, лесная богиня-охотница собралась искупаться в водах озера Неми, что располагается недалеко от Рима. В древности там было одно из самых крупных святилищ её культа.
Вот что пишет сэр Джеймс Джордж Фрэзер в своей знаменитой работе «Золотая ветвь»: «Во время ежегодного праздника, посвящённого Диане и приходившегося на самое жаркое время года (13 августа), её роща озарялась светом многочисленных факелов, ярко-красный отблеск которых ложился на поверхности озера. В этот день по всей Италии у каждого домашнего очага свершались священные обряды. Сама богиня изображена на найденных в пределах святилища бронзовых статуэтках держащей факел в поднятой правой руке. Выполняя данные обеты, женщины, молитвы которых были услышаны Дианой, приходили в святилище украшенные венками, с зажжёнными факелами. Неизвестный римлянин зажёг неугасимую лампаду в небольшой гробнице в Неми во здравие императора Клавдия и его семьи. Найденные в роще светильники из обожжённой глины, возможно, служили той же цели в отношении простых смертных. Если это так, то аналогия между этим обычаем и обычаем католиков ставить освящённые свечи в церквах очевидна. Кроме того, титул Весты, носимый Дианой Немийской, явно свидетельствует о том, что в её святилище постоянно поддерживался священный огонь».
http://kronk.spb.ru/library/frazer-jg-1980-01.htm
Пунийская Танит также изображалась с факелом, или свечой. Вот уж контаминация образов! Хотя, быть может, образ то один, лишь многократно отражённый, как свеча в угловатом зеркале…