Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

100 лет Ассановскому особняку

2014 г.

Городская усадьба Н.И.Ассанова в Бийске была построена в 1914 году по проекту известного сибирского архитектора Лыгина. Это единственный на территории Алтая образец городской усадьбы начала XX века с ярко выраженными чертами модерна.

Ассанов познакомился с архитектором в Томске, когда ездил туда вместе с другими купцами на общегубернское купеческое собрание. Архитектор Константин Константинович Лыгин, выпускник императорской Академии художеств, действительный член императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, считался лучшим зодчим Сибири конца XIX – начала XX веков, создателем сибирской архитектурной школы. Дома на центральных улицах губернского города Томска в основном построены по его проектам. В других городах Сибири творения Лыгина встречаются редко: в Барнауле – старое здание железнодорожного вокзала, в Бийске – только усадьба Ассанова.

Бийский миллионщик не поскупился на проект. Лыгин использовал максимум своих творческих возможностей, применив в проектировании самые новые технические и художественные решения. Усадьба Ассанова – это комплекс построек включающий: особняк, конюшни и сад с беседкой. Завершают архитектурный ансамбль ворота и ограда с ажурной решеткой. Своеобразной визитной карточкой практически всех работ архитектора Лыгина является наличие беседки на территории каждого проектируемого им сооружения. Подобный «фирменный знак» имеется и во дворе дома купца Ассанова. Изящная деревянная беседка постоянно напоминает: автор проекта этого здания – К.К.Лыгин.

Семье Ассанова не удалось обжить свой особняк, так как уже в декабре 1919 года он был конфискован новой властью. Там размещались ЧК, уездный подкомитет, Бигоруездный исполком. Позднее, с 1924 года, там появились структуры типа окружкома партии, окрисполкома. И скоро в подвальной части был устроен архив. Так продолжалось до 1989 года. В основном партийные структуры занимали это здание. И только в 1990 году ассановский особняк стал историческим отделом Бийского краеведческого музея. 
Усадьба расположена в исторической части города. Особняк представляет собой кирпичное двухэтажное здание с цокольным этажом. Он занял угол квартала, выходя выразительными фасадами сразу на две улицы – бывшей Казачьей (ныне Ленина) и переулка Владимирского (III Интернационала). Особой насыщенностью отличается пластика главного западного фасада, средняя часть которого выделена подобием портика с декоративным балконом на двух массивных пилонах. На уровне первого этажа ему вторят ризалиты с такими же балконами, продолженные выше меньшими выступами фасада с крупными мансардными аттиками. Пластическую выразительность усиливают широкие полуциркульные трехчастные проемы с небольшими балконами по центру. Левый ризалит с широким проемом-лоджией служит преддверием главного входа, некогда украшенного литыми декоративными фигурами львов, ныне утраченных. Ритм архитектурных объемов усиливает белый цвет выступающих частей фасада и ниш над окнами второго этажа. На южном фасаде центр оформлен портиком с балконом. Среднее из трех окон первого этажа, которые обрамляют южный портик, первоначально было дверью несохранившейся террасы.

Внутри особняк Ассанова спланирован оригинально. Парадный вход открывается широкой лестницей. Главная роль отведена крупным помещениям вдоль южного фасада. Средняя часть разделена продольным коридором на парадные, более крупные помещения в сторону главного фасада и меньшие – в сторону двора. Особняк отапливался калориферной системой, впервые примененной на Алтае. Горячий воздух струился по проложенным в толще стен здания керамическим трубам.

Единому стилю и внешнему убранству здания были подчинены и интерьеры. Лыгин проявил себя не только талантливым архитектором, но и прекрасным художником. Им разработаны в едином стиле эскизы мебели для интерьеров, выполнены росписи стен и потолков. Об этом можно судить по старой фотографии, сделанной в 20-е годы, на которой частично сохранился купеческий интерьер. Это вид большого зала второго этажа, стены завешены агитационными плакатами, но фоном служат стены особняка, по которым просматривается витиеватая роспись в стиле модерн. На потолке видна сложная по форме люстра в обрамлении потолочного узора, а из мебели выделяются стулья, представленные на снимке в большом количестве и также в стиле модерн. На окнах сохранились шторы с ламбрекенами. К сожалению, ко времени создания музея из этой мебели удалось найти только буфет, трюмо, два кресла и две скамьи. От первоначального убранства ассановского особняка сохранились затейливые мозаичные полы, лестница с балясинами, двери и оконные рамы.

Особняк Ассанова в Бийске принадлежит к лучшим образцам стиля модерн из когда-либо построенных в Сибири.